15.12.2020
Приказ Минтранса России от 28.10.20 №440: подробный разбор
Предлагаем
ознакомиться со статей, опубликованной 07.12.2020 на
сайте ООО «АТОЛ ДРАЙВ»
27 ноября 2020 года опубликован приказ Минтранса России от
28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам,
устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных
средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля
работы тахографов, установленных на транспортные
средства» (далее - Приказ) взамен действующего на сегодняшний день приказа
Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства,
категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил
использования, обслуживания и контроля работы тахографов,
установленных на транспортные средства».
Приказ состоит из 5 приложений, как и раньше, но структура
Приказа изменилась незначительно внутри приложений. В нашем обзоре предлагаем
рассмотреть наиболее значимые изменения.
1. Требования
устанавливают новые термины:
Контрольные органы - Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта, в том числе их территориальных органов;
Мастерская - сервисный центр
Владельцы транспортных средств - юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных
средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых
автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и
автобусов.
2. Все
распечатки теперь должны сопровождаться QR-кодом, в котором будет закодирована
информация с распечатки. Норма с отлагательным сроком, начнет действовать с 1
января 2022 года.
«78. Вывод распечаток должен
завершаться печатью на них QR-кодов, содержащих информацию из соответствующих
распечаток, и зарегистрированных в защищенном архиве блока
СКЗИ тахографа следующих данных:
1) текущее время, дата;
2) координаты местоположения транспортного
средства;
3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.;
4) серийный номер тахографа.
!!! Требования по наличию на
распечатках QR-кодов, а также серийного номера тахографа
применяются для тахографов, изготовленных после 1
января 2022 г.»
3. Уточняется срок действия карты тахографа.
Требования утвердили новый пункт про срок действие
карты:
«92. Срок действия
квалифицированных сертификатов карт исчисляется с даты начала действия
квалифицированного сертификата карты по 24 часа 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.»
Срок действия ключей теперь не менее 3 лет:
«97. Срок действия ключей квалифицированной электронной
подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа
должен составлять не менее трех лет.»
4. Изменяется список «исключений» из
оснащения.
Действующая на сегодняшний день редакция приказа №36
устанавливала исключения для оснащения, новая версия Приказа меняет
формулировку на «Не подлежат
обязательному оснащению..».
2.2.1. Добавляются категории ТС не подлежащих
обязательному оснащению:
-
специально оборудованные
машины для перевозки живых животных
-
транспортные средства
для аварийно-спасательных служб и полиции
-
специально оборудованные
машины для перевозки пчел
-
передвижные библиотеки
-
передвижные автосцены
-
транспортные средства,
используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории
предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
2.2.2. Так же изменена категория ТС по сроку
эксплуатации, то есть категории ТС с года выпуска которых прошло не более 50
лет подлежат оснащению:
транспортные средства, не
предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска
которых прошло 50 и более лет, с оригинальными
двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные
до оригинального состояния.
Перечень ТС, подлежащих оснащения тахографами, подвергся
переформулировке и появилась
отсылка к ТР ТС 018/2011 в целях расшифровки категорий ТС «N» и «M». Фактически
категории и виды ТС остались неизменными.
5. Изменяются полномочия ФБУ «Росавтотранс». Записям в перечне о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа,
моделях карт тахографа, мастерских будет
присваиваться статус «действующая» и «архивная». Владельцу ТС и мастерской по
заявлению будут предоставляться сведения из поэкземплярного
учета.
«6. В целях
обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно:
… 4) предоставлять сведения из
соответствующих перечней.»
«7. Перечни сведений о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа,
моделях карт тахографа, мастерских должны быть
размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с
указанием статусов записей («действующая»/»архивная») и даты их изменения.».
и
«10. Сведения об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа,
карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями
тахографов, блоков СКЗИ тахографа,
карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании
заявления.».
6. В правилах использования появляется
запрет на использование тахографа без карты водителя,
по тексту Приказа фигурируют отсылки к сведениям о поверке во ФГИС
АРШИН.
«12. Водителям запрещается:
…2) использование тахографа без карты водителя;..
..8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его
пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по
обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в
соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака
поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа,
и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа,
заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не
истекшим сроком действия.».
7. В правилах устанавливается и
конкретизируется требование о том, в каких случаях необходимо осуществлять
поверку тахографа. А также добавляется случай, когда
проводится настройка тахографа.
«8. …После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа
должны осуществляться поверка тахографа
и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа
может не проводиться при выполнении следующих условий:
1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической
документации организаций-изготовителей модели тахографа
и модели блока СКЗИ тахографа;
2) сведения о результатах поверки
нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его
пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по
обеспечению единства измерений;
3) проводимые при замене блока СКЗИ
тахографа работы и (или) проводимая после замены
блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа».
8. Новые правила снимают с тахографических мастерских обязанность уничтожения ключевой
информации при замене СКЗИ.
«9. …При замене блока СКЗИ тахографа
в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа
блок СКЗИ тахографа;
2) передать
демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным
сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.»
9. Унифицируется вывод из эксплуатации.
Процедура становится одинаковой для тахографа и для
блока СКЗИ.
«11. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа
должен осуществляться в соответствии с требованиями технической документации
организаций-изготовителей тахографов и (или) блоков
СКЗИ тахографа. После вывода тахографа, блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в связи с его
неисправностью или, окончанием срока эксплуатации, окончанием срока действия ключа квалифицированной электронной подписи и
квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа, мастерские
должны:
1) выгрузить на внешние носители
данные из тахографа и передать их владельцу
транспортного средства;
2) демонтировать из тахографа
блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение
владельцу транспортного средства. Работы должны осуществляться в соответствии с
Положением ПКЗ-2005;
3) направить информацию в ФБУ «Росавтотранс»
для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующих перечнях.»
С полным текстом Приказа можно ознакомится на официальном интернет-портале правовой
информации
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011270034.
Срок действия Приказа ограничен до 1 января 2027 года.