02.08.2021
Пояснения по выпуску карт и активизациям тахографов
Уважаемые клиенты!
В связи с поступлением многочисленных вопросов, информируем Вас о причинах изменения порядка проведения активизаций тахографов и выпуска карт тахографов.
Согласно пункта 4 приложения 1 к Приказу Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. №440,
«Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи».
С целью исполнения указанного требования,
при активизации тахографа или выпуске карты тахографа, происходит создание квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее квалифицированный сертификат) и его запись в блок СК3И тахографа. Выпуск квалифицированного сертификата осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №63-Ф3 «Об электронной подписи», в который было
внесено ряд изменений, которые постепенно вступают в силу и влекут за собой изменения в области тахографии.
Статьи 15 и 17 действующей на сегодня редакции Федерального закона №63-Ф3 «Об электронной подписи» определяют набор персональных данных владельца сертификата, которые должен получить и хранить удостоверяющий центр, осуществляющий создание и выдачу квалифицированных сертификатов.
В этой связи,
активизация тахографа и выпуск карты тахографа возможны только при предоставлении перечисленных в Федеральном законе №63-Ф3 «Об электронной подписи» персональных данных. Иначе невозможно выпустить сертификат и осуществить активизацию тахографа, либо выпуск карты тахографа.
Согласно части 3 статье 14 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. Федерального закона №63-Ф3 «Об электронной подписи»:
«В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности».
Поэтому
при активизации тахографа на юридическое лицо или выпуске карты предприятия требуется указывать ответственного сотрудника (предоставлять на него доверенность и предоставлять его персональные данные).
Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. Федерального закона №63-Ф3 «Об электронной подписи»:
«Порядок реализации функций удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей, определенных настоящей статей, устанавливается удостоверяющим центром самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия».
Исходя из чего, удостоверяющий центр, осуществляющий выпуск квалифицированных сертификатов для активизации тахографов и выпуска карт тахографов, установил, что
если за получением сертификата (выпускаемым в процессе активизации) обращается не физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов, необходимо предоставить доверенность строго по форме, разработанной самим удостоверяющим центром.
Согласно статье 18 действующей на сегодня редакции Федерального закона №63-Ф3 «Об электронной подписи»,
при выдаче квалифицированного сертификата осуществляется проверка сведений о заявителе с использованием инфраструктуры, в том числе системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Квалифицированный сертификат выпускается в случае, если полученные в результате проверки сведения, подтверждают информацию, указанную заявителем, в противном случае заявителю отказывают в выдаче квалифицированного сертификата.
Таким образом,
активизация тахографа и выпуск карты тахографа могут быть завершены только в случае успешной проверки данных через СМЭВ, но не могут быть завершены в случае, если через СМЭВ не подтвердились данные, либо если ответ на запрос не получен.
При этом, согласно статьи 7.2 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующего работу СМЭВ, срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, в общем случае, не может превышать пять рабочих дней.
Согласно действующей на сегодня редакции статьи 18 Федерального закона №63-Ф3 «Об электронной подписи»:
«При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, идентифицировать заявителя - физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата».
Единственный возможный на сегодня способ установления личности – личная встреча сотрудника удостоверяющего центра или его доверенного лица (например, сотрудника мастерской по тахографам) с будущим владельцем сертификата и проверкой его паспорта.
Согласно требованиям удостоверяющего центра, ее необходимо производить два раза – при подаче документов и при получении расписки о вручении квалифицированного сертификата.
Выполнение этих требований (либо попытка их обхода через подделку подписей, подмену владельца при получении квалифицированного сертификата и пр.) контролируется со стороны удостоверяющего центра и уполномоченных организаций, со временем проверяются все поступившие комплекты, поэтому такие попытки несут серьезные риски для нарушителей этих требований.