11.12.2020
Приказ Минтранса России от 26.10.20 №438: подробный разбор
Предлагаем ознакомиться со статей Г.С. Мирошина, Вице-Президента Ассоциации «Тахографический
центр».
В рамках регуляторной гильотины принят новый
порядок оснащения транспортных средств тахографами,
он утвержден Приказом
Минтранса России от 26.10.2020 N 438 «Об утверждении Порядка оснащения
транспортных средств тахографами»
(далее Порядок).
Этот Порядок начнет действовать с 1 января 2021
года и заменит действующий до 31 декабря 2020 года Приказ Минтранса России от
21.08.2013 N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (далее: 273-ПМ). Такая замена обусловлена
ревизией обязательных требований, в рамках которой переиздаются или отменяются
все ранее действующие нормативные акты, содержащие обязательные требования,
соблюдение которых проверяется надзорными органами.
Какие новации содержит Порядок?
1. В новом Порядке аннулированы сроки оснащения,
которые в 273-ПМ распределены по категориям транспортных средств и
экологическим классам на периоды в течение всего 2021 года. Это означает, что
все автомобили без исключения, всех категорий и всех экологических классов
должны быть оснащены до 1 января 2021 года.
Это правильно, так как полномочий на установление сроков оснащения у Минтранса
нет. Минтранс получил полномочия только на утверждение порядка оснащения, то
есть последовательности действий по оснащению или, другими словами, на утверждение
процедуры оснащения, а не сроков оснащения. Таким образом, в новом Порядке
исключена правовая коллизия, содержащаяся в 273-ПМ.
2. В новом Порядке учтена ситуация,
когда транспортное средство по каким-либо объективным причинам не имеет VIN
номера, или VIN номер был изменен, но его нельзя изменять в памяти тахографа, или государственный регистрационный номер еще не
был получен владельцем, а активизацию необходимо провести. В этом случае в
память тахографа вносятся номера, соответствующие
ситуации или только тот номер, который возможно внести в память тахографа для идентификации транспортного средства.
3. В новом Порядке исключена
юридическая коллизия, которая содержалась в требовании к тахографу:
«обеспечить возможность распечатки контрольного чека».
Коллизия заключалась в том, что «требования к тахографу» не являются предметом утверждения данного
Порядка. Мало того, в «требованиях к тахографу» не
содержится такого понятия, как «контрольный чек», и к тому же содержание
данного чека не было поддержано наличием в памяти тахографа
информации, размещаемой в чеке, поэтому вывести его на печать было невозможно.
В новом Порядке нет прямого указания на
необходимость печати подобного «контрольного чека» непосредственно тахографом. Там есть требование о том, что «должна обеспечиваться возможность
распечатки контрольных данных» при этом объект, обеспечивающий указанную
распечатку, не указан, следовательно, он может быть выбран свободным образом,
например, можно распечатать необходимые данные на офисном принтере с помощью
программы компьютера.
Недостатком вышеуказанного
требования является полное отсутствие требований по дальнейшему использованию
или применению распечатки с контрольными данными.
4. В новом Порядке приводится
исчерпывающий перечень параметров, которые должны быть определены в процессе
настройки: постоянная тахографа (k),
характеристический коэффициент транспортного средства (w),
эффективная окружность шин колес (l), что
соответствует требованиям по конкретности и определенности требований.
Недостатком данного требования является
отсутствие нормативных утвержденных формулировок понятий вышеуказанных
параметров в каком-либо нормативном правовом акте, что делает невозможным
однозначно определить корректность получения данных параметров при выполнении
процедуры оснащения. В данном случае ссылка на техническую документацию
завода-изготовителя тахографа не может снять эту
неопределенность, поскольку может не соответствовать общепризнанным критериям и
не может распространяться на все модели, то есть носит частный характер.
5.
В новом Порядке приведен исчерпывающий перечень причин повторной настройки,
который ранее отсутствовал. Это положение обеспечивает однозначное определение
сроков выполнения настройки тахографа.
Рекомендуем ознакомиться с новым Порядком
оснащения и следовать ему, начиная с 1 января 2021 года.
Рекомендуем физическим лицам поторопиться с
оснащением своих грузовиков и автобусов тахографами,
чтобы не удивляться штрафам, которые можно получить с 1 января 2021 года.
Безопасность на дорогах – это наша задача, и мы
призываем всех быть внимательными и аккуратными во
время рейса.
Автор статьи: Г.С. Мирошин,
Вице-Президент
Ассоциации «Тахографический центр»